Мульчер

Мульчер
, Ганс (Multscher, Hans) Ок. 1400, Рейхенхофен, Вюртемберг — 1467, Ульм. Немецкий скульптор и живописец. Представитель искусства, переходного от готики к Возрождению. В молодости, в годы странствий, познакомился с искусством Нидерландов и Бургундии. С 1427 работал в Ульме в качестве свободного художника, состоящего на службе городского магистрата. В начале своей творческой деятельности занимался скульптурой, впоследствии обращался и к живописи. Создавал монументальные алтари со скульптурной центральной частью и живописными боковыми створками. Самая ранняя работа Мульчера — украшение статуями парадных окон ульмской ратуши (ок. 1427—1430, ныне — Ульм, Музей). Ансамбль состоял из пяти фигур — императора Карла Великого в центре, королей Венгрии и Чехии по бокам (несколько меньше натуральной величины) и более низких статуй оруженосцев по краям. Главенствовала в композиции статуя императора, она отличалась спокойствием позы и цельностью фигуры, облаченной в длинную мантию, спадающую почти параллельными неглубокими складками. В ранний период своего творчества Мульчер исполнил модель надгробия герцога Людвига Баварского (1435, Мюнхен, Гос. баварские художественные собрания). Иконография этого надгробия необычна. В отличие от других работ подобного рода здесь нет воспроизведения фигуры покойного. На плите представлено рельефное изображение коленопреклоненного воина, обращающегося с молитвой к Св. Троице. Тонкая пластическая проработка рельефа свидетельствует о высоком техническом мастерстве скульптора. Дальнейшее творчество Мульчера связано с созданием скульптурно-живописных алтарей, исполнявшихся обычно для приходских церквей небольших городков. В центральной — скульптурной части мастер использует уже не камень, а дерево, из которого вырезает фигуры тех святых, кому посвящен алтарь. Известны два алтарных произведения, созданием которых руководил Мульчер. Это — Ландсбергский алтарь (ранее ошибочно называвшийся Алтарь из Вурцаха, 1437, Ландсберг, приходская церковь) и Алтарь из Штерцинга (1456—1459, ныне — Випитено, Южный Тироль). Оба алтаря посвящены Деве Марии. В первом случае статуя исполнена величия и царственного достоинства, поза спокойна, одеяние ниспадает крупными складками. Фигура Девы Марии из Штерцинга более изящна и стройна, ее лицо тоньше и идеальнее, в нем ощущается духовный аристократизм. В обоих случаях художник прибегал к раскрашиванию статуй, но если раскраска ранней фигуры достаточно сдержанна, то в поздней она более интенсивна. В Ландсбергском алтаре Мульчер расписывает четыре наружные створки, посвященные Деве Марии, и четыре внутренние, на которых изображены Страсти Христа (Берлин, Гос. музеи). Интерес к пластике человеческой фигуры, ее материальной телесности и объемности характерен и для живописи художника. Персонажи его картин главенствуют в пространстве. В них нет хрупкости и утонченности, свойственных произведениям живописцев "мягкого стиля", работавших в Германии в это время. Выразительности лиц и движений Мульчер пытается добиться с помощью резких ракурсов, остроты мимики. Изображая обнаженное тело, он использует светотеневую лепку, что позволяет достичь ощущения живой плоти. С помощью насыщенного и плотного цвета художник старается передать фактуру того или иного материала. Принадлежность Мульчеру живописи наружных и внутренних створок Алтаря из Штерцинга не безусловна, хотя композиционные решения некоторых сцен выдают близость его произведениям. Некоторые характерные черты первой работы находят развитие в поздней: возрастает эмоциональность мимики и жестов, порой даже несколько преувеличенная, заметно растущее внимание к решению проблем пространства. Фигуры располагаются либо в развивающемся вглубь интерьере, часто с прорывами в природное окружение, либо в многоплановом пейзаже. Созданный Мульчером тип алтарных произведений, включающих в себя скульптуру и живопись, нашел значительный отклик в немецком искусстве того времени, особенно в работах мастеров Южной Германии.
Лит.: Либман М. Я. Немецкая скульптура. 1350—1550. М., 1980; Rasmo N. Der Multscheraltar in Sterzing. Bozen, 1963; Tripps M. Hans Multscher. Weissenhorn, 1969.
Л. Алешина

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Мульчер" в других словарях:

  • Мульчер — (лесной измельчитель, англ. mulcher) оборудование, предназначенное для измельчения древесины, пней и кустарника на корню. Наиболее близкое оборудование кусторез, измельчитель пней. Устанавливаются мульчеры на трактора, погрузчики,… …   Википедия

  • Мульчер — (Multscher)         Ханс (около 1400, Рейхенхофен, близ г. Лёйткирх, Вюртемберг, 1467, Ульм), немецкий скульптор и живописец. Работал в Ульме (с 1427). Стиль М. сложился под влиянием Робера Кампена, нидерландской и французской скульптуры Раннего… …   Большая советская энциклопедия

  • Мульчер Ханс —         (Multscher) (около 1400 1467), немецкий скульптор и живописец. Работал в Ульме (с 1427). Стиль Мульчера сложился под влиянием Робера Кампена, нидерландской и французской скульптуры эпохи Раннего Возрождения (Клаус Слютер и др.).… …   Художественная энциклопедия

  • МУЛЬЧЕР (Multscher) Ханс — (ок. 1400 67) немецкий скульптор и живописец. Вводил в религиозные композиции реальные бытовые мотивы, придавал персонажам острую индивидуальную характеристику (Ландсбергский алтарь, 1437) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мульчер Ханс — Мульчер (Multscher) Ханс (около 1400, Рейхенхофен, близ г. Лёйткирх, Вюртемберг, ≈ 1467, Ульм), немецкий скульптор и живописец. Работал в Ульме (с 1427). Стиль М. сложился под влиянием Робера Кампена, нидерландской и французской скульптуры… …   Большая советская энциклопедия

  • Мульчер Ханс — (Multscher) (около 1400  1467), немецкий скульптор и живописец. Вводил в религиозные композиции бытовые мотивы, придавал персонажам острую индивидуальную характеристику (Ландсбергский алтарь, 1437). * * * МУЛЬЧЕР Ханс МУЛЬЧЕР (Multscher) Ханс (ок …   Энциклопедический словарь

  • Мульчер Х. — МУ́ЛЬЧЕР (Multscher) Ханс (ок. 1400–1467), нем. живописец и скульптор. Вводил в религ. композиции реальные бытовые мотивы, посредством гротескно выразит. мимики и жестикуляции придавал персонажам острую индивидуальную характеристику… …   Биографический словарь

  • Германия — (лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна)         государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45.          I. Исторический очерк …   Большая советская энциклопедия

  • Живопись —         вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую либо твёрдую поверхность. Как и др. виды искусства (См. Искусство), Ж. выполняет идеологические и познавательные задачи, а …   Большая советская энциклопедия

  • Возрождение (Ренессанс) — Возрождение, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени (приблизительные хронологические границы В.: в Италии ‒… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»